Профессия «педагогический дизайнер», или разработчик учебных программ и курсов, существует по моему мнению ровно столько, сколько существует обучение чему-либо вообще в принципе — любой преподаватель или учитель так или иначе всегда разрабатывал какие-то учебные материалы, лекции, уроки, планировал календарный план. Ближе к современности, как и в других областях, стали возникать более узкие специализации: появились профессиональные методисты, которые создавали учебные программы, планы, материалы и передавали их педагогам «в работу».
Начало педдизайну положено в середине прошлого века, основные принципы разработки учебных материалов и курсов заложены с развитием системного подхода к обучению (Скиннер, Миллер, Ганье, Бриггс, Фланаган, Блум), а педагогический дизайн стал рассматриваться как один из инструментов для создания эффективной обучающей среды.
С появлением первых инфотехнологий разработка образовательных материалов и учебных программ оформилась в отдельную дисциплину, которую сейчас описывают терминами «педагогический дизайн», «учебный дизайн», «инструкционный дизайн», «проектирование образовательных программ», «разработка учебных курсов». А еще добавим в этот коктейль «дизайн образовательного опыта (Learning experience design — LXD)», «дизайн учебных планов (Curriculum design)», «организацию и разработку онлайн-обучения (eLearning management and development)», и у нас получится некий комплексный «образовательный дизайн» (educational design). Обычного традиционного методиста с таким набором компетенций разорвет на британский флаг. Поэтому, тщательно ознакомившись со сферой ED/ID в целом имеет смысл продумать направление для совершенствования в сторону конкретной ниши.
Собираю несколько статей по тегу #instructionaldesign, поскольку отвела в прошлом семестре «практико-технический» курс для второкурсников, а в следующем предстоит еще один, для третьего курса. теперь планирую запустить их «поглубже в теорию». Сама занимаюсь ID/ED с 2003 года, сначала создала сайт для студентов-лингвистов, где выкладывала учебные материалы, литературу, тексты на английском и т.п. В 2004 поставила на факультетском сервере первый Moodle. В 2007 защитила кандидатскую по методике обучения «Развитие межкультурной компетенции студентов-лингвистов средствами виртуальной образовательной среды специального факультета«.
Примем пока в качестве рабочего наиболее частотный термин instructional designer (ID), который сейчас (если не влезать в нюансы) в целом и по сути более менее равен русскому термину «педагогический дизайн«. Хотя тут есть разные вопросы к соответствиям и объему понятий, все же буду пока придерживаться наиболее употребимой версии перевода, как бы ни ворчали всякие педанты. С applied linguistics (методика обучения иностранному языку) vs прикладная лингвистика (computer linguistics??) тоже до сих пор немало приключений происходит.
Профессии ED/LXD/ID стали особенно востребованными в последние 15 лет, когда появились разные продвинутые штуковины типа moos, LMS-платформ (Learning Management Systems), и прочих приятностей, а в связи с двухлетним ковидным карантином и массовым переходом обучения в онлайн специалисты педдизайна стали просто нарасхват.
Разобраться с терминами
Если говорить о педдизайне в узком смысле, то это, по-простому, разработка электронных или дистанционных курсов (сейчас народ это понимает именно так, хотя это далеко не так). Педдизайн в широком смысле — это все-таки «образовательный дизайн». И если уж работать в эту сферу, то разбираться нужно в комплексе:
- а) в разработке учебного плана дисциплин (curriculum design) и календарном планировании программ,
- б) в разработке рабочей программы курса/дисциплины/предмета (компетенции — цели+задачи — тематическое содержание — почасовка — банк литературы — банк типовых заданий и тп.),
- в) в методических подходах и парадигмах (особенно это касается обучения иностранным языкам).
И а), и б), и в) — всегда входили в стандартный процесс разработки УМК — «учебно-методического комплекса» дисциплины. Как ты по-модному картошку не назови, суть одна и та же. Что учебник рисуешь, что электронный курс — все равно это «дизайн учебного курса». И всегда он обязательно встраивался в учебный и календарный план, и интегрировался с другими дисциплинами.
Создание любых учебно-методических материалов и электронного курса, куда ж без него, следует из всего предшествующего и на нем должно быть основано. Вроде бы уже существует разделение на «педдизайнера» и «методолога», как минимум на уровне вакансий, однако сводить профессию педдизайнера к верстальщику учебного курса мне кажется несколько неразумным.
Тут меня поправят, мол, instructional design надо переводить как «инструкционный» дизайн, потому что «педагогический» это вообще про воспитание детей (???). Может я чего не знаю (это нормальное состояние), и есть кое-кто умный, кто народу нюансы разъяснил, но я разницы не вижу. Для меня «инструкционный» это про разработку инструкций и мануалов к разным девайсам и утюгам. Кто-то пишет даже, что ID использует психологические подходы в отличие от PD, который заточен «чиста на педагогику». Психология там, педагогика, андрагогика или еще какая-то -гогика — в любом случае, дизайн образовательных программ, курсов, материалов сочетает в одном флаконе и психологию восприятия, и дидактику, и, прежде всего, методику обучения конкретному предмету. Скиллбокс хорошо разъясняет
Будем таки называть ID «педдизайнером, который разрабатывает курсы», ED — «методологом, разработчиком программ обучения». Когда ты сама по сути «три в одном» и дизайнер, и методолог, и верстальщик — разделить эти специализации довольно сложно. Не ругайте, айтишники, за заимстование, но, возможно, имеет смысл делить так:
👉 ID Junior — это именно верстальщик, которому дали все материалы и документацию к курсу, и он/она дизайнит его на какой-нибудь платформе LMS. Джуниор хорошо разбирается в инструментах и совершенствуется в их качестве и количестве.
👉 ID Middle = LXD, тактик. Погружается и в методологию, и в разработку, и сам сверстает, и документацию напишет, и в маркетинге разберется. Но совершенствуется мидл не в инструментах разработки, а в том самом learning experience design: как повысить вовлеченность, удержать внимание, как лучше подать информацию. Знание психологии восприятия и различных методик обучения поднимают такого спеца на новый уровень. Задача ID Middle — спроектировать содержание всего учебного курса, основываясь при этом на методических принципах и подходах.
Педдизайнер решает, какой учебный контент войдёт в курс, какой у этого контента будет уровень сложности, в каком порядке учебные темы будут следовать друг за другом и в каком формате их подать (видеоуроки или тексты, синхронные занятия или асинхронные), какие учебные упражнения и тесты войдут в курс, какая длительность будет у него в целом и у отдельных блоков. А главное — как сделать так, чтобы учащемуся этот курс показался интересным, не слишком сложным, но и не чересчур лёгким, и действительно помог освоить нужные знания и навыки.
Skillbox
👉 ID Senior = ED, высшая категория, стратег. Образовательным дизайнером может быть опытный специалист, владеющий всеми компетенциями Middle и частично Junior — верстать ED самостоятельно конечно может, но смысла в этом нет, если есть специально обученные люди, которые за это денег получают. А вот планирование программы обучения в комплексе, поиск новых подходов и методов, стратегий разработки курсов и программ, curriculum design, подбор компетенций, стандартизация процессов, оценка результативности и др. — в корзиночку.
Какими компетенциями должен обладать педагогический дизайнер, который разрабатывает онлайн-курсы?
Если есть желание решиться на работу ID (instructional designer), надо озаботиться компетенциями. Познакомившись с замечательными представителями этой профессии (платформа Учи.ру) на РИФ-2023, я добыла для своих студентов-педагогов вот такую замечательную табличку:
скиллз | |
Общепрофессиональные компетенции | Умение вести диалог / адекватность / эмоциональная устойчивость / готовность принимать критику |
Менеджерские скиллы, умение организовать работу других | |
Самоорганизация, проактивность, инициативность | |
Мотивация делать крутые образовательные продукты | |
Умение наглядно презентовать свои идеи | |
Профессиональные компетенции: Педдизайн | Умение разложить тему, сферу знания на блоки Умение увязать блоки в логичную последовательность для изучения, умение работать с экспертом, извлекать информацию и знания из любых источников |
Опыт работы с определенным возрастом, понимание особенностей возраста учеников, умение интересно доносить знания до конкретной возрастной аудитории | |
Погруженность в педагогический и педдизайнерский контекст, фреймворк (типа 4c/id), теория познания, теория развития | |
Навык проведения исследований с пользователями | |
Целостный подход к дизайну учебного опыта (Learning Experience Design (LxD)) | |
Игры /вовлеченность (геймификация) | Умение считать игровой баланс |
Умение сформулировать прикольную игровую концепцию — интуиция, оригинальность идей | |
Опыт запуска продуктов, знание геймдизайн-терминологии | |
Умение делать прототипы / макеты | |
Уметь прописывать базовые сценарии / сюжеты / придумывать классные истории, продумывать нарратив | |
Бизнес, продукт-менеджмент Связь с реальностью | Готовность учитывать интересы бизнеса, ограничения реальности |
Понимать применимость идей для задач продукта | |
Насмотренность на игровые / образовательные продукты | |
Опыт работы с разработчиками и дизайнерами в digital продукте | |
Работа с метриками, аналитические навыки |
Здесь нигде не упомянут самый популярный компонент, который чаще всего считают основным в работе ID (и который основным, по сути, не является): техническая и технологическая компетенция, то есть владение разными штуками-дрюками типа LMS, видеоредакторами или PowerPoint. Но здесь также нет и самого главного компонента, о котором чаще всего забывают при обучении педдизайну: знание методических подходов и парадигм, методологии, методик, технологий обучения и построения образовательных траекторий. Как раз тут находится точка роста из «верстальщика» курса в методолога.
С чего начать превращение в педдизайнера (ID/ED)?
Вообще, погуглить. Что пишут, какие вакансии есть, чего требуют… Это если самообразовываться и самоучиться. Потом подтянуть свой английский до уровня Intermediate, чтобы иметь доступ к огромному океану информации: самое интересное в отрасли все же пока не на русском. На первое время достаточно хотя бы пользоваться Deepl или Google Translate (Yandex переводчик тоже подойдет).
Семь ступенек к профессии педдизайнера от Delvin Peck:
Delvin Peck
- Овладеть инструментарием (ИКТ)
- Познакомиться с теорией образовательного дизайна
- Изучить дизайн и композицию, основы html/css
- Создать портфолио работ и отточить резюме
- Создать аккаунты в профессиональных соцсетях (линкдин, тенчат)
- Начать общаться, рекламироваться в соцсетях
- Стремиться на собеседования
Если уже учитесь в вузе или колледже на лингвистическом направлении, начните погружение в профессию педагога прямо на первом курсе. У ID в сфере обучения языкам есть своя специфика, которую можно понять и усвоить, если на курс обучения педдизайну прийти уже с каким-то опытом преподавания (репетиторства, работы в лагере вожатыми), практики посещения занятий опытных преподавателей (classroom observation) и с представлением о существовании различных методов и подходов. Дорогу осилит …ведущий! (начните преподавать кому-нибудь язык прямо сейчас, хоть бесплатно). Diversity of experience — это лучшая основа для развития ID-навыков в любой сфере, вузовской, школьной или корпоративной, и это не только про обучение языкам!
В любом случае, есть опыт или нет, начать карьеру ID Junior можно с инструментария.
Инструменты педагогического дизайнера
🛠️ Прежде всего начинаем… с MS Office: продвинутый Word + базовый Excel (Неожиданно? А больше половины моих студентов на втором курсе ничего не знают о заголовках, стилях, автооглавлениях, сносках и ссылках! Excel пригодится хотя бы для ведения первичной бухгалтерии или вычисления часов и баллов ). Далее добавляйте виртуозное владение PowerPoint + представление о базовых компонентах грамотного дизайна (композиция, сочетание цветов, шрифты, организация пространства). Зная PP, легко будет освоить такие платформы для разработки курсов, как iSpring и E-queo.
🛠️ Следующий уровень — редакторы изображений, растровых (Adobe Photoshop, Lightroom, GIMP, Canva, Pixlr) и векторных (Adobe Illustrator, Corel Draw, Inkscape).
🛠️ Видеоредакторы (Movavi, Adobe Premier, Splice, iMovie) и видеохостинги (Youtube, rutube) со всем функционалом — покадровое редактирование, наложение голоса, музыки и текста, субтитрирование (заодно пригодится для перевода аудио и видео с английского-немецкого и наоборот).
🛠️ Что еще пригодится? Из опциональных, но очень полезных чисто дизайнерских программ: Figma для создания прототипов экранов и презентации проектов. Знание html/css/JavaScript, возможно даже Python.
🛠️ Дальше разбираемся с LMS: системы управления учебным контентом, виртуальные образовательные среды, платформы и т.п. Лучше, если владеете несколькими наиболее популярными (Moodle, iSpring, ProgressMe, GetCourse, неплохой обзор читать). Самый бесплатный из них Moodle, если освоите еще и администрирование, цены вам не будет.
🛠️ Инструментарий для создания тестов, начните со старого доброго HotPotato (если говорим об обучении языкам), а вообще любая приличная LMS предоставляет шикарный набор модулей для тестирования.
🛠️ Добавляем ко всему перечисленному инструменты искусственного интеллекта: twee.com, ChatGPT, Midjourney, Stable Diffusion и все, что найдете полезного. Инструкции к созданию грамотных prompt-ов для телеграм-бота с Midjourney +ChatGPT
Теоретическая база педдизайнера
Поскольку образовательный дизайн является междисциплинарным по своей природе, педагогические дизайнеры должны опираться на исследования в области визуального дизайна, педагогической психологии, образования, нейро-наук, дизайна пользовательского опыта и самого учебного дизайна.
🎓 Модели педагогического дизайна, описывающие процесс разработки: ADDIE, SAM, ALD, SMART; модели, которые помогают проектировать логику обучения («Цикл Колба», 4C/ID, обучение «от успеха», «от проблемы», «от вызова»), модели, помогающие спроектировать мотивацию обучающихся (SSDL или ARCS-V).
🎓 Основы теории обучения (например, бихевиоризм, когнитивизм, социальный конструктивизм , социально-когнитивная теория или научение через наблюдение) и методологические принципы проектирования обучающих материалов.
🎓 Основы педагогики и психологии, в том числе: возрастная педагогика и психология (обучение взрослых и детей строится по-разному), психология восприятия, психология UX дизайна
🎓 9 событий преподавания — подходы Р. Ганье, американского психолога, на основе которых разрабатываются курсы для детей и взрослых. Ганье считал, что цель преподавания — облегчить внутренние процессы обучения. Ученики должны перейти «из одного состояния ума в другое», а преподаватель помогает им пройти этот путь, который Ганье представляет как последовательность из девяти событий.
🎓 Дизайн образовательного опыта (Learning Experience Design — LXD): важно уметь проектировать не только само обучение как контент, который нужно передать в определённом порядке, но и учебный опыт студента — то, как он будет этот образовательный контент воспринимать и усваивать. Для этого надо будет анализировать поведение учащихся и строить гипотезы, чтобы делать обучение ещё эффективнее.
🎓 Для преподавателей иностранных языков it’s a must: методика обучения иностранным языкам, методы-подходы-технологии; коммуникатив, CLIL, TBL, прямой метод, билингвальный и монолингвальный подход, погружение, и т.п.
🎓 Все о тестировании: теория разработки образовательных тестов — заданий по проверке предметных знаний и навыков, типы тестов, основные правила психометрики, тесты измерительные и обучающие и т.п.
Не буду на этой странице уже писать про софт-скиллз педдизайнера, резюме и портфолио: мне еще предстоит это как следует разобрать. Как только буду в теме, сразу поделюсь!
Technologies
- Image editor (Photoshop)
- Video editor (Movavi)
- Vector editor (Corel, Illustrator)
- LMS
- Vyond
- Generative AI (ChatGPT/Midjourney/St. Diffusion)
- Figma
- Power Point
Theory
- ADDIE framework
- Bloom’s Taxonomy
- SAM (vs Addie)
- Action Mapping
- Gagne’s 9 Events
- Kirkpatrick’s 4 levels
- Mayer’s Principles
- Visual Design (Contrast, Repetition, Alignment and Proximity)
Оставлю для себя и для желающих поглубже вникнуть в тему ссылки на полюбившегося мне Делвина (учите английский, господа будущие ID/ED!)
- Explore the Become an Instructional Designer playlist
- How to Use a Learning Management System (LMS)
- Artificial Intelligence and the Future of Instructional Design
- The ADDIE Model of Instructional Design
- How to Write Learning Objectives with Bloom’s Taxonomy
- SAM — The Successive Approximation Model of Instructional Design
- Explore the Action Mapping playlist
- Gagne’s Nine Events of Instruction
- The Kirkpatrick Model of Training Evaluation
- Mayer’s Principles of Multimedia Learning
- Explore the Visual Design for eLearning playlist
- How to Create an Instructional Design Portfolio
- In-depth Instructional Design Interview Prep with STAR